Главная | Регистрация| Выход | Вход
Пятница, 29.03.2024, 14:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Главная » 2009 » Май » 10 » Приносили раненым махорку,помогали писать письма
Приносили раненым махорку,помогали писать письма
19:23

И вновь тема, касающаяся находившегося в С-Буде во время немецкой оккупации советского госпиталя, который располагался по улице Вокзальной в здании бывшей больницы, где в настоящее время находится отделение пограничной службы Сумского пограничного отряда, нашла отклик среди читателей «Знамени труда». На сей раз в редакцию районной газеты обратилась коренная жительница С-Буды 75-летняя Т.И. Володина.

Женщина рассказала,  что в 1941-ом ей исполнилось семь лет и жила она  с родителями в то время по ул. Старовокзальной. В настоящее время в родительском доме живёт младшая сестра Валентина. Мама Т.И. Володиной Таисия Яковлевна Бабичева работала в детском доме им. Островского, который в то время располагался в нескольких деревянных одноэтажных домах, находившихся рядом с нынешним зданием автовокзала. После окончания войны в одном из них размещался роддом, а во время оккупации немцы хранили там зерно. Эти дома снесли в начале 80-х, а на этом месте построили 45-квартирный пятиэтажный жилой дом. В помещении, где находился швейный цех детского дома, немцы обустроили пекарню и выпекали хлеб для своих солдат. Зимой дети с окрестных улиц помогали им колоть дрова и за день работы получали скибку хлеба. На месте пекарни в начале 80-х построили 30-ти квартирный пятиэтажный жилой дом. В сентябре 1941-го, когда город начала бомбить немецкая авиация, детей и воспитателей детского дома эвакуировали, но железнодорожный состав разбомбили налетевшие немецкие «Юнкерсы» и, предположительно, все, кто находился в поезде, погибли.

«Многие, наверное, ещё помнят росший у автовокзала высокий раскидистый тополь, – продолжает рассказ моя собеседница. – Дерево, которому было 86 лет, спилили летом 2006 года, а посадила его в 1920 году моя мама». Тогда жильцы домов улицы Старовокзальной посадили у домов тополя, заложив таким образом тополиную аллею. Принимала участие в посадке деревьев и 16-летняя Таисия Бабичева. До наших дней дожил лишь один посаженный ею тополь, и растёт он у родительского дома. Почти все тополя во время оккупации уничтожили немцы. Они распиливали деревья на бруски, которые использовали в качестве «башмаков» при погрузке техники на железнодорожные платформы. Спиленный у автостанции тополь раньше рос возле одноэтажного кирпичного дома на два входа, в котором жили Литвинчёвы – два родные брата с семьями. “Четырнадцатилетнего сына одного из братьев Литвинчёвых  зимой 1941 года на городской площади, где были установлены виселицы,   повесили немцы за то, что он взял две банки тушенки из машины, привозившей немцам продукты,  и принёс их домой, ведь их семья голодала, – продолжает рассказывать далее Т.И. Володина.  – Это увидела одна из соседок и сообщила  немцам. Подростка тут же арестовали...”

Советский военный госпиталь находился на соседней улице, и Татьяна с соседскими мальчишками и девчонками по возможности носили продукты раненым. Часто она приходила в госпиталь вместе с одноклассниками и учительницей Александрой Ивановной Дороговой. Здание школы в первые дни войны было разрушено, и занятия проводились в старинном кирпичном двухэтажном доме Кармазиных, который находился по ул. Коммунистической. «Дом был красивый, с балконом, – вспоминает Т.И. Володина. – Занятия проводились на втором этаже. Когда начинался артналёт, мы с учительницей спускались в подвал. Он был глубокий, добротный и состоял из нескольких помещений». Этот дом не был разрушен во время войны, его снесли в начале 70-х, когда улица Коммунистическая застраивалась пятиэтажными домами. Таких старинных домов было несколько, до наших дней сохранился лишь    один. «Александра Ивановна была моей первой учительницей, а ее муж  преподавал нам в старших классах химию и биологию, – повествует далее Татьяна Ивановна. – Вместе с ней мы шили полотняные мешочки – кисеты, в которых носили раненым махорку, семечки, помогали им писать письма. В госпитале, вход в который находился со двора, лежали тяжелораненые советские солдаты. Длинный коридор и палаты, расположенные по обе стороны, были заполнены ранеными, многие из них стонали и кричали от боли».

В июле-августе 1943 года разгорелись тяжёлые и кровопролитные бои за город Севск. Раненных под Севском солдат привозили в том числе и в С-Будский госпиталь. Татьяна Ивановна поведала о том, как в один из жарких летних дней раненых свозили на подводах, запряжённых лошадьми, с утра до поздней ночи, в результате чего заполненными оказались улицы Вокзальная и Старовокзальная. Разместить такое количество раненых было негде, их размещали по частным домам. Несколько человек лежало и в доме Бабичевых. Большинство же раненых находилось под открытым небом  несколько дней,  в тени раскидистых белых акаций, которые росли в то время в два ряда по ул. Старовокзальной.  Направляли в С-Буду, в основном, тяжелораненых, которые нуждались в отправке с железнодорожной станции Зёрново в госпитали, находившиеся в тылу.

 На всех не хватало перевязочных материалов, медикаментов, обезболивающих препаратов. Зачастую не было возможности облегчить страдания стонавшего и кричавшего от боли человека. Многие умирали, так и не получив необходимой медицинской помощи. Медперсоналу помогали местные жители, перевязывали лежавших на подводах и на земле солдат полотенцами, порванными на ленты простынями. Мама Т.И. Володиной также ухаживала за ранеными,а девятилетняя дочь помогала ей. Татьяне запомнилось, как один из солдат – молодой парнишка, которому Таисия Яковлевна перебинтовывала голову, достал из кармана гимнастёрки не большой, величиной с ладонь, засохший кусочек копчёного мяса и, обращаясь к маме, прошептал: «Мамаша, пожалуйста, свари нам супа, мы ничего не ели трое суток – воевали». Женщина сварила 20-ти литровый чугун супа. Солдаты ели горячий суп, благодарили её и плакали. «Невозможно было смотреть на страдания раненных, измотанных боями солдат без слёз», –  с тревогой в голосе говорит Татьяна Ивановна.

Некоторое время в большом каменном подвале, который находился под домом Подобедовых, скрывались раненные партизаны и разведчики. Этот большой деревянный дом находился по ул. Вокзальной – напротив нынешнего здания районного суда, в котором во время войны размещали больных тифом.

Когда 5 сентября 1943 года С-Буду освободили от немцев советские солдаты, мама Т.И. Володиной обратилась в поселковый совет с просьбой разрешить обрабатывать огород, прилегавший к дому, который ранее принадлежал её отцу  и находился по ул. Зерновской. Огородом пользоваться разрешили. На участке, выходившем к речке, Татьяна с мамой обнаружили глубокую воронку, на краю которой стоял пулемёт. Рядом – ящики с патронами и убитый пулемётчик – молодой светловолосый парень. В кармане его гимнастёрки Т.Я. Бабичева обнаружила документы и отнесла их в поселковый совет. Вскоре один из работников поссовета вместе с Таисией Яковлевной приехал на запряжённой лошадью повозке к дому, забрал ящики с патронами и погибшего солдата. Позже его похоронили в парке «Липки» – мемориального комплекса в лесопарке «Мирщина» в то время не было, и всех найденных погибших солдат хоронили в «Липках», неподалёку от установленного там постамента.

Текст и фото Н. ФОРМОВОЙ.

Просмотров: 1167 | Добавил: lis | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Погода в Середине-Буде
Напиши админу и получи СКИДКУ 5%
Интернет - магазин "МиКС"Бизнес-каталог компаний , товары и услугиzakupka.com

Сайт города Середина-Буда
Неофициальный сайт города Глухова
 Новини Лебедина
Путивль городской портал
Липова Долина
 Сайт села Чернацкое
Неофициальный сайт Великой Писаревки
Сайт города Середина-Буда
Наша кнопка

Сайт города Середина-Буда

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 |