Главная | Регистрация| Выход | Вход
Четверг, 28.03.2024, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Главная » 2009 » Апрель » 18 » Богослужение в Богородицкой церкви возобновилось спустя 60 лет
Богослужение в Богородицкой церкви возобновилось спустя 60 лет
10:22

Христианский праздник Сретение отмечается 15 февраля. Славянское слово «сретение» переводится как «встреча». Считается, что вода, освящённая в этот день, обладает особой силой. Испокон веков воину, идущему на битву с неприятелем, давали испить святой сретенской воды с тем, чтобы по окончании сражений состоялась встреча его с родными и близкими. Иными словами, чтобы вернулся воин в отчий дом живым и здоровым.

В этот день прошло богослужение и в С-Будской Богородицкой церкви.Я не случайно говорю именно о Сретенском богослужении. Дело в том, что именно в канун этого праздника, после 60-летнего перерыва (церковь закрыли в 1937 году), 14 февраля 1997 года, в храме прошло первое богослужение – вечерняя литургия. В тот день на улице был сильный мороз, в церкви, на стенах которой всего несколько икон, холодно. Шестьдесят долгих лет потребовалось на то, чтобы вновь открылись двери храма Пресвятой Богородицы и  полуразрушенная, а затем перепланированная под кинотеатр и Дом пионеров церковь вновь смогла встретить своих прихожан.

Первую службу после столь длительного перерыва правил протоиерей Василий Войтеховский. После его смерти в 2001 году на эту должность был назначен протоиерей Василий Дробный, который проводит богослужение и в настоящее время.

Плач Пресвятой Богородицы?

Моя мама ходит в эту церковь с момента её открытия в 1997 году. Хочу рассказать об эпизоде, очевидицей которого довелось мне быть. Спустя примерно год после того, как богослужение возобновилось, немногочисленные прихожане стали слышать в церкви звук, похожий на женский плач. Первоначально невозможно было определить, откуда он исходит, так как был он непродолжительным, но периодически повторялся. Со временем уже не осталось сомнений в том, что где-то за стеной действительно плачет женщина. Накануне праздника Пасхи несколько прихожан, в том числе и мы с мамой, а также протоиерей Василий Войтеховский с женой и дочерью пришли в церковь, чтобы развесить новые шторы. В церкви было тихо, и женский плач слышался довольно отчётливо. Звук исходил из-за стены на первом этаже. Кирпичная кладка в одном месте значительно отличалась. Создавалось впечатление, что имеющийся в стене проём заложили  кирпичом позже, замуровав таким образом вход.  Накануне великого праздника разрушать кирпичную кладку не стали, сделали это позже по просьбе протоиерея двое рабочих. Оказалось, что таким образом был заложен вход в алтарь, под куполом которого сохранилась роспись – образ Божьей матери, сделанная, судя по всему, очень давно – местами отпала штукатурка и потрескалась краска. С того времени, как открылся вход в алтарь, звук, похожий на женский плач, прекратился. Чем это можно объяснить? Возможно, это был знак свыше? К слову, это не единственное необъяснимое явление.

Старожилы нашего города, которые посещали этот приход и с которыми мне довелось беседовать, собирая информацию об этой церкви, рассказывали о том, что накануне закрытия храма Пресвятой Богородицы в 1937 году «заплакала» старинная икона Казанской Божьей матери.

Построена в ХVIII веке по распоряжению Петра I?

Неоднократно мне приходилось слышать от старожилов нашего города о том, что каменная Богородицкая церковь была построена в С-Буде по распоряжению Петра I. Бытует мнение, что царь Петр I во время войны со шведами некоторое время находился в С-Буде. Так ли это? На этот вопрос нет однозначного ответа. Доподлинно известно, что во время шведско-русской войны Пётр I находился в Севске. Подтверждение этому можно найти в книге  В.А. Теличко «Севск». О том, что Пётр I был в С-Буде, упоминается в книге «История городов и сёл Украинской ССР», изданной в 1980 году  Киевским Институтом истории Академии наук УССР под редакцией И.Я. Макухина: «В начале ХVIII века, во время военных действий против шведских захватчиков, в Середина-Буде некоторое время пребывал с войском Пётр I». Судя по всему, рассказы старожилов – не вымысел.

Что же представляла собой церковь Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось провести своеобразное расследование: пообщаться со  священнослужителями, краеведами, старожилами  нашего города, которые ещё помнят, как выглядела церковь, а также с  теми, кто непосредственно принимал участие в её переоборудовании.

Каменному храму

 предшествовал

деревянный

О том, когда в С-Буде был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, рассказал  краевед А.В. Нетудыхаткин, и  предоставил имеющиеся у него материалы, а также выдержки из книги Филарета (Гумилевского) «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», изданной в 1874 году, где перечисляются имеющиеся в С-Буде храмы: «В С-Буде три храма: Богородичный, Троичный и Николаевский. На месте знают, что каменному храму Рождества Богородицы предшествовал деревянный, но когда тот построен – неизвестно. Памятники прежнего – деревянного –  храма – Евангелие Львовской печати 1665 года; стихи издателя Слёзки над картиною Воскресение Христово; Евангелие 1712 года с надписью: «Евангелие под оправою серебряною со всем подписано мною, Симеоном Григорьевичем Школою-Казниченком, до храму Рождества Пресвятой Богородицы в г. Середина-Буде в року 1715»; крест серебряный с ручкою восьмиконечный с надписью «1700 г.»; икона святых мученников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста с частицами мощей мучеников; Тихвинская икона Божией Матери, которая служит предметом особенного благословения. Это – точная копия с чудотворной Тихвинской иконы, привезённая из Тихвина прихожанином Фёдором Доровским. Её берут в дома, где совершаются молебствия и особенно 26 июля – в день празднования святой иконы.  По переписи 1767 года при храме – школа. Священнику «надано в ругу жилой двор, пахотные поля около села Буды посевом ржи на 13 четвертей, два огорода, засеваемыя тремя четвертями конопли, два сенокоса в урочище Святом бору при р. Вари».

Нынешний каменный Богородичный собор  строился с 1776 года и освещён был в 1783 году местным протоиереем Иоанном Лузановым. Храм с тремя престолами: главный – в честь рождества Богородицы, южный – в честь Иоанна Предтечи, северный – во имя мученицы Варвары. Иконостас главного престола – в три яруса с резною работою. Местные иконы под серебряными ризами, семь других также украшены вызлощенными ризами. Число прихожан Богородичной церкви: в 1750 году – 620 мужчин, 615  женщин;  в 1860 году – уже 935 мужчин, 997 женщин».

В 1808 году вплотную к западному фасаду пристроили многоярусную колокольню. В 1865 году  церковь и колокольню радикально перестроили по проекту петербургского придворного архитектора Андрея Штакеншнейдера. В результате церковь стала с более узким пятистенным алтарём, узким квадратным западным притвором, через который входили в церковь. Над ним возносилась четырехярусная колокольня, выполненная в классично-барокковом стиле. Фасады церквей были выполнены в  позднеклассическом стиле. Основными архитектурными мотивами являлись русты и арочные окна. В 1930-х колокольню разобрали. В конце 1940-х  годов церковь переоборудовали в кинотеатр, а в 1970-х годах – в Дом пионеров, пристроив к остаткам церкви различные пристройки.
 
 
 

Церковь,

 кинотеатр,

Дом пионеров

Протоиерей Василий Дробный поведал о том, что в настоящее время богослужения проходят в частично сохранившемся здании так называемой теплой церкви, а холодная церковь, которая находилась неподалёку, была полностью разрушена в 1937 году. В 1942 году, во время немецкой оккупации, богослужения в церкви возобновились благодаря стараниям местных жителей. Церковь работала пять лет, после чего по решению поселкового совета вновь была закрыта, и это здание переоборудовали под кинотеатр. Религиозная община купила жилой дом по ул. Горького и, перестроив его под молитвенный, перешла туда (этот дом сохранился до наших дней-авт.). В 1961году, когда прокатилась вторая волна по закрытию храмов, закрыли молитвенный дом, священником в котором был Борис Соколов. В конце 70-х годов прошлого столетия, после введения в эксплуатацию построенного на центральной площади города кинотеатра «Россия», здание церкви перепланировали под Дом пионеров. Богослужения в Богородицкой церкви возобновились в 1997 году, когда по Указу Президента Украины Л.М. Кучмы церквям начали возвращать культурные помещения.

Павел Константинович Петрунькин, 1928 г.р.:

– Мой отец Константин Матвеевич долгое время служил сторожем в Пречистинской церкви (именно так её называли в народе-авт.). Будучи ребёнком, я часто приходил в храм вместе с отцом  и восхищался  величием и красотой храма. Большие арочного типа окна, начинавшиеся от пола и заканчивавшиеся под сводами купола, делали церковь  светлой, а нарисованные на стенах и потолке под куполом церкви образа святых  поражали воображение. Слева от входа, в проёме между окнами в полный рост была изображена Варвара Мученица, а при входе в алтарь, над Царскими воротами, – «Тайная вечеря». Роспись, сделанная по штукатурке масляными красками, была настолько качественной, что позже, когда в церкви решили сделать кинотеатр, стены неоднократно белили и закрашивали, но лики святых проступали вновь и вновь. Пробовали даже воздействовать на роспись паяльными лампами, но и это не помогло: от высокой температуры краска не потрескалась и не обгорела. Тогда решили задрапировать стены темно-синей тканью.

В 1937 году, когда громили церковь, здание холодной церкви, которая имела три престола: центральный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, северный – в честь Великомученицы Варвары, южный – в честь Иоанна Предтечи – взорвали. Эта церковь также была расписана масляными красками. В тёплой церкви разобрали колокольню, после чего остались три стены, а иконы , в том числе Казанскую и Тихвинскую, а также колокол, снятый с колокольни, передали в Николаевскую церковь, где они находятся и поныне. В 1942 году, во время оккупации,  жители окрестных улиц, относившихся к этому приходу, обратились к коменданту города с просьбой об открытии церкви. Немецкий комендант  просьбу удовлетворил, и после того, как церковь  подремонтировали местные жители, богослужения в ней возобновились. В конце 70-х годов, когда в здании церкви планировалось открытие Дома пионеров, случился пожар. Он произошёл ночью, его тушили две пожарные машины. Здание полностью выгорело изнутри. Но место, где располагался алтарь, осталось не тронутым огнём: на потолке сохранилась роспись, уцелел пол. Когда в районе строили дорогу с твердым покрытием от С-Буды до Чернацкого, кирпич из разрушенного храма использовали для подсыпки.

Юрий Евсеевич Сухорученко, 1933 г.р.:

– После того, как холодную церковь взорвали, осталась груда битого кирпича высотой с жилой дом. Зимой,  её заметало снегом, и мы,  будучи детьми, катались с этой горы. Когда разобрали колокольню, обнажилась старинная кирпичная кладка стен метровой толщины. Территория церкви была обнесена красивым каменным забором, в котором имелись четыре арочные проёма с калитками – они служили входом. Старинная кирпичная кладка, выполненная в виде клеток, придавала  забору особую красоту. Жильцы домов тех  улиц, которые относились к этому приходу, с удовольствием ходили в эту церковь, а на Пасху прихожан собиралось столько, что вся территория  заполнялась людьми – стояли в 16 рядов до самого забора.

 Станислав Анатольевич Гончаров, 1937 г.р.:

– Со слов моей бабушки я знаю о том, что мой дед Егор Васильевич Сотников с родными братьями Трофимом и Василием устанавливали крест на куполе колокольни Богородицкой церкви. Деду  на спину верёвками   прикрепили крест и он по верёвочной лестнице поднимался к куполу колокольни – подъёмных кранов ведь в то время не было. Один из братьев держал верёвочную лестницу, чтобы она не сильно  раскачивалась, а другой, при помощи привязанной к кресту верёвки, подстраховывал деда. Егор Васильевич благополучно добрался до купола колокольни и установил крест под всеобщее ликование собравшихся вокруг церкви людей. 

Моя мама Нонна Георгиевна пела в церковном хоре и часто брала меня с собой в церковь. Особенно мне запомнилось, как сторож перед началом службы устанавливал в самодельную люстру свечи и зажигал их – электричества тогда не было. Люстра была сделана из металлического автомобильного диска, к которому прикреплялись вырезанные из дерева ажурные подсвечники, и  крепилась к куполу церкви на металлической цепи. Каждый раз сторож устанавливал  посреди церкви высокую лестницу-стремянку и, поднимаясь по ней вверх на приличную высоту, «включал» люстру, зажигая свечи. Над входом в церковь имелся специальный балкон – клирос, на котором пел церковный хор. К нему вела лестница. Из росписи, сделанной в проёмах между окнами, мне особенно запомнился Георгий Победоносец на белом коне, нарисованный слева от входа. Когда в здании церкви открылся кинотеатр, в алтаре установили  дизельный двигатель, который вырабатывал электроэнергию для демонстрации кинофильмов.

Лидия Ивановна Гончарова, 1932 г.р.:

– Моя мама Анна Фёдоровна также пела в церковном хоре. В 1927 году она венчалась в этой церкви. С её слов, до Октябрьской революции 1917 г. в церкви было два хора – взрослый и детский, руководил которыми регент. Накануне больших праздников певчие проводили репетиции церковных песнопений. Проходили они в кирпичном доме, находившемся неподалёку и относившемся к церкви – он сохранился до наших дней, в настоящее время это жилой дом. Во время и после Великой Отечественной войны в этом доме находились мастерские. Рядом с каменной  теплой церковью находилась холодная, так называемая летняя церковь, в которой богослужения проводились в летнее время. Зимняя церковь на этот период закрывалась.

В 1946 году в Богородицкой  церкви венчалась моя двоюродная сестра Валентина Петровна Петрунькина. Я в тот день не пошла в школу. Мои одноклассники знали о том, что на свадьбе сестры во время венчания я буду держать фату невесты. На перемене  они прибежали в церковь и тем самым сорвали урок. Школа в то время находилась в здании через дорогу от церкви. На следующий день меня вызвали к директору школы и отругали за то, что я,  пионерка,  хожу в церковь, да ещё монашкой назвали.

Юлия Ивановна Гончарова, 1933 г.р.:

– Моя мама Валентина Харитоновна Гончарова венчалась в Богородицкой церкви в 1931 году. С её слов, холодная церковь не отапливалась и считалась собором, так как в ней было три престола и пять куполов с  крестами. Моя родстенница Елизавета Ивановна Дульская – коренная жительница С-Буды  – рассказывала о том, что этот собор был построен по такому же проекту, как и Московский Богоявленский кафедральный собор,  который первоначально назывался Елоховская церковь и был построен в пригороде Москвы – селении Елохово. Каменный Богоявленский собор построили на месте деревянной церкви в начале  XVIII века, а кирпич на его строительство выделил лично Пётр  I, поэтому в народе его называли Петровским. В середине  XIX века Московский Богоявленский собор был перестроен известным московским архитектором Е.Д. Тюриным. Е.И. Дульская, дед которой был священнослужителем, говорила о том, что по такому проекту было построено всего три собора: Богоявленский в Москве, Богородицкий в С-Буде и один из соборов в Одессе.

Валентин Фёдорович Разуваев, 1933 г.р.:

– Мои родители и прародители жили в частном доме по ул. Дачной, которая относилась к приходу Богородицкой церкви. Мне довелось видеть, как взрывали холодную церковь. Моя бабушка Меланья Павловна узнала о том, что будут разрушать церковь, пошла посмотреть и меня взяла с собой. Происходило это зимой или ранней весной – точно не помню – лежал снег и скрипел под ногами от мороза. Когда мы подошли к церкви, то увидели, что людей собралось очень много. Близко к церкви никого не подпускали, там ходили какие-то люди, очевидно, минировали церковь. Мне запомнилось здание церкви: красивое, величественное, с несколькими куполами и остроконечными башенками. Боюсь ошибиться, но мне кажется, что холодная церковь была построена в готическом стиле – запомнились уходящие в небо остроконечные шпили. Когда всё было готово к взрыву, людей попросили разойтись, но никто не шелохнулся! Тогда из пожарного депо, которое находилось на пересечении улиц Советской и Гражданской, на подводах, запряжённых лошадьми, привезли несколько ёмкостей с водой и, поливая  из пожарных шлангов, пытались разогнать собравшихся. Но никто не уходил. Позже на месте, где находилась пожарная колокольня, построили жилой дом.

Евдокия Григорьевна Лучанова, 1931 г.р.:

– Красивый каменный забор, огораживавший территорию Богородицкой церкви, решили разобрать в 1958 году. Я в то время работала в ремстройучастке, директором которого был Иван Яковлевич Соловьёв, и меня вместе с другими работниками этой организации направили разбирать забор. Но это оказалось делом не простым: кирпичная кладка оказалась настолько прочной, что гнулись и ломались металлические клинья, которые мы кувалдами вбивали между кирпичами. Красный кирпич дробился, а раствор, скреплявший его, не поддавался. Местные старожилы говорили, что он был изготовлен на основе яичных белков. Когда выяснилось, что целый кирпич из забора взять не удастся, было  решено  разбить его кувалдами на более мелкие части. Позже битый кирпич грузили на машины и вывозили для подсыпки строившейся в районе дороги.

После того, как в Доме пионеров случился пожар, мне также пришлось принимать участие в ремонте здания. Директором Дома пионеров, который в то время находился по ул. Советской, в здании,  где в настоящее время располагается налоговая инспекция, была Валентина Анатольевна Ахмерова.

Татьяна Ивановна Буякова, 1939 г.р.:

– Кинотеатр, находившийся в здании церкви, закрылся в 1976 году, и началась реконструкция помещения под Дом пионеров. Здание церкви полностью перепланировали: разбили пространство  на два этажа, сделали капитальный ремонт и различные пристройки, оборудовали комнаты для занятий кружков, зал и сцену для проведения концертов художественной самодеятельности. Накануне торжественного открытия ночью в Доме пионеров случился пожар, который уничтожил завезённое оборудование и технику. Пожар был настолько сильным, что выгорели даже оконные рамы. Случилось это зимой, в канун 1979 года.

В 1982 году я была назначена на должность директора Дома пионеров начальником районного отдела  образования Е.Г. Калиновским. Ремонтные работы возобновились. Под руководством заместителя председателя райисполкома И.Е. Казаковой работники различных организаций трудились на восстановлении здания после пожара. Так, представители отдела культуры отделывали комнату юных натуралистов, управления сельского хозяйства – для занятий вокалом, дорожного отдела – второй этаж и сцену. Заново делали отопление работники завода монтажных заготовок. Открытие Дома пионеров состоялось в 1985 году, а в 1996-ом  здание было передано в собственность Богородицкой церкви.

От  автора: до Октябрьской революции 1917 года в С-Будском районе насчитывалось и действовало порядка 30 церквей. До наших дней частично сохранились лишь две, находящиеся в С-Буде. Остальные, среди которых  имелись уникальные памятники архитектуры, были уничтожены. Лишь в конце прошлого столетия, с возрождением духовности, вновь начали отстраиваться заброшенные, полуразрушенные храмы и строиться новые. Так, в С-Буде на средства предпринимателей города была построена и освящена в 2007 году архиепископом Конотопским и Глуховским Лукой Свято-Троицкая часовня.

Несмотря на то, что богослужения в Богородицкой церкви возобновились 12 лет назад, ремонтные работы здесь не проводились. В церкви частично протекает кровля, местами пришёл в негодность пол. Ввиду того, что здание церкви перепланировано, нет возможности использовать полезную площадь первого этажа, богослужения проводятся в небольшом помещении на самодельном втором этаже, что создаёт определённые неудобства. Сейчас, когда восстанавливаются и реставрируются храмы, наш район почему-то оказался забытым. Хотелось бы, чтобы построенная в ХVIII веке Богородицкая церковь вновь засияла во всей своей красе, радуя прихожан.

Текст и фото Н.ФОРМОВОЙ. «Знамя труда».

Просмотров: 4264 | Добавил: lis | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзья сайта
Погода в Середине-Буде
Напиши админу и получи СКИДКУ 5%
Интернет - магазин "МиКС"Бизнес-каталог компаний , товары и услугиzakupka.com

Сайт города Середина-Буда
Неофициальный сайт города Глухова
 Новини Лебедина
Путивль городской портал
Липова Долина
 Сайт села Чернацкое
Неофициальный сайт Великой Писаревки
Сайт города Середина-Буда
Наша кнопка

Сайт города Середина-Буда

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 |