Недавно при строительстве одного из домов на улице Дачной в райцентре, подготавливая площадь для закладки фундамента, рабочие обнаружили в земле сохранившуюся со времён Великой Отечественной войны советскую каску, две медные монеты: пятикопеечную, изготовленную во времена правления Николая І (датирована 1834 годом), и двухкопеечную, на которой год выпуска, к сожалению, не прочитывается, а также стеклянную бутылку с отбитой горловиной с изображением герба Российской империи, трёх дат – 1818, 1870 и 1896 годы – и надписью: «Калинкин. Санкт-Петербург» с одной стороны и глобусом – с другой. В отличие от каски и монет, бутылка, на наш взгляд, оказалась наиболее интересной находкой. Поэтому мы решили выяснить, что это за бутылка, какой напиток в ней хранился. Вот что нам удалось узнать из материалов Интернет-сайта:
«Первый пивоваренный завод был основан в 1795 году в Петербурге Абрахамом Фридрихом Кроном. Екатерина ІІ одобрила пожелание Крона и предоставила ему монополию на пивоварение, подарила участок земли на берегу Невы в северной части от монастыря Александра Невского, а также 30000 рублей. Пивзавод носил имя Александра Невского. В конце ХVІІІ века Петром Казалетом было основано производство пива близ Калинкина моста в Петербурге. В 1848 году Крон и Казалет объединили свои заводы, и в дальнейшем пивоварение велось на Калинкинском пивзаводе, которому в 1923 году Петросовет присвоил имя Степана Разина.
Отечественный портер (сорт тёмного английского пива, сильно пенящийся и отличающийся значительным содержанием алкоголя) впервые стали производить в Санкт-Петербурге на пивоваренном заводе Абрахама Крона в 1797-1798 годах. До этого времени портер завозили из Англии. В 1804 году завод выпускал около 100000 ведёр первоклассного пива, который изготавливал из английского хмеля и солода, и обычного пива. Эта продукция поступала в Москву, Киев и другие города России. Крон полностью обеспечивал портером императорский двор, дома знатных особ и портерные (пивные заведения, содержание которых обходилось не дешево – 100 рублей в год). Но портерные повсеместно открывались в связи с возросшим в те годы спросом на пиво. Наилучшими по качеству в конце ХVІІІ – начале ХІХ веков считались пиво и портер, которые производились на заводах вдовы Казалета и купца Бальзера (родственники семейства Крон). В продажу оно поступало по цене 60 рублей за бочку – у вдовы Казалета и по 45 рублей – у Бальзера (цены 1802 года).
Большим спросом пользовалось пиво, разлитое в бутылки (в 1807 году стоимость бутылки пива или портера составляла 19 копеек, а стоимость бутылки некрепленого пива – 10 копеек). Как и в наши дни, в те времена пиво разделялось на «дешёвое» и «премиум класса». Пивные бутылки изготавливались гранатового, тёмно-коричневого, зелёного, изумрудного и оливкового цветов. При оформлении бутылок для знатных особ использовали нанесение золота и драгоценных камней. Только поставщики двора Его Императорского Величества могли использовать изображение герба на бутылке. Герб как высочайший признак качества штамповали заводы «Калашниковский», «Калинкин», «Бавария», московская «Трёхгорная мануфактура», на обратной стороне – заводской знак – глобус. Три даты вокруг герба – 1818, 1870 и 1896 годы – свидетельствуют о троекратном подтверждении права изображения герба империи данного пивного завода».
Таким образом, можно предположить, что найденная строителями бутылка на улице Дачной в райцентре произведена на пивзаводе имперского двора.
|