Главная | Регистрация| Выход | Вход
Пятница, 10.05.2024, 00:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Главная » 2008 » Май » 5 » Второе рождение железнодорожной станции
Второе рождение железнодорожной станции
16:59

14 августа 1907 года – начало движения поездов на участке «Навля – Середина-Буда».

     В настоящее время мы не представляем свою жизнь без железной дороги. Миллионы людей ежедневно едут в различных направлениях в пассажирских поездах и электричках, огромное количество грузов перевозится в товарных поездах. Нам, живущим в XXI веке, трудно поверить в то, что каких-нибудь 200 лет назад железных дорог не было вообще. Стремительное строительство железных дорог началось во второй половине XIX века, когда после отмены крепостного права начала бурно развиваться промышленность, в том числе и на Украине.

     По имеющимся историческим данным, железная дорога «пришла» в Середина-Буду в 1895 году.  Через Ворожбу, Сумы и Харьков она соединила С-Буду с Донецко-Криворожским промышленным районом. «Станция занята главным образом отпуском товаров, которых отсюда отправляется в течение года более 2.3 млн. пудов; важнейшие отправления станции – лесные строительные материалы (около 1,5 млн. пудов). Получает станция грузов всего около 0,4 млн. пудов. Свое название она заимствовала от лежащего при ней торгового местечка Середина-Буда, которое находилось около великороссийской границы и принадлежало в XVIII веке Стародубскому полку». («Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. В.П. Семенов, С-Петербург, 1903 г.»).  Экономической предпосылкой строительства железной дороги в нашем городе явилось обеспечение строящихся шахт Донбасса крепежным материалом ( в день с железнодорожной станции «Середина-Буда» вывозилось до 35 вагонов леса!).  (Информация на форуме http://sbuda.at.ua/forum/2-30-3).

   Второе рождение железнодорожная станция «Середина-Буда» пережила  14 августа 1907 года. Именно в этот день было открыто движение поездов на участке «Конотоп – Навля». Строительство железной дороги на этом участке продолжалось на протяжении 1905 – 1907 годов, а в 1910 году открылось движение поездов по узкоколейке «Зерново – Старая Гута (Кочубеевка) с ответвлением на Великую Березку, где находился сахарный завод Беловского. По этой узкоколейке к станции «Зерново» доставлялся лесоматериал с разрабатываемых участков. Более полувека действовала эта узкоколейная железная дорога, а затем была разобрана за ненадобностью и сдана на металлолом, но насыпь частично сохранилась.

     Введение в эксплуатацию железнодорожного участка «Конотоп – Навля», соединившего два крупнейших города Российской империи – Киев и Москву, дало возможность жителям нашего города ездить в двух направлениях. В этот же день, 14 августа 1907 года, железнодорожная станция «Середина-Буда» была переименована и стала называться «Зерново». Почему?

     Со слов В.Н. Безуглого, который много лет проработал начальником станции и занимался сбором информации для создания в помещении железнодорожного вокзала «Красного уголка», по проекту железная дорога  должна была сделать «петлю» из-за имеющейся возвышенности, которая находилась на участке, где планировалось проложить железнодорожное полотно, и пройти по окраине города Середина-Буда. Предположительно, это участок от теперешней центральной площади города (ул. Вокзальная) до старинного двухэтажного здания по улице Коммунистической, сохранившегося до наших дней. В этом месте в то время находились роскошные купеческие сады. Они запросили компенсацию за вырубку садов – кругленькую сумму в золоте.

     Выход из создавшейся ситуации нашел житель села Зерново (его имени и фамилии мы, к сожалению, не знаем), которое находится в непосредственной близости от Середина-Буды. Он предложил проложить железнодорожное полотно по прямой, и сказал, что жители села Зерново готовы помочь в решении этого вопроса. За определенную плату – полкопейки в день –  три дня крестьяне на подводах (их для этой цели было выделено около 400) вывозили землю с этого участка в другое место. В результате возвышенность была ликвидирована, и железная дорога «пошла» по прямой. Это позволило сэкономить время, деньги и стройматериалы. Строительство железной дороги было завершено раньше намеченного срока.

     На митинге, состоявшемся 14 августа 1907 года в честь открытия движения поездов на новом участке «Конотоп – Навля», руководством железной дороги было предложено переименовать железнодорожную станцию «Середина-Буда» в «Зерново»  в честь зерновских крестьян, оказавших весомую помощь в строительстве железной дороги. К сожалению, подтвердить документально эти факты мы не можем, так как по распоряжению местной власти в 1969 году все материалы. Собранные В.Н. Безуглым, были переданы в Глухов.  Здание железнодорожного вокзала не сохранилось в первоначальном виде до наших дней. Оно было почти полностью разрушено во время Великой Отечественной войны (в него попала бомба). Железнодорожный вокзал был заново отстроен после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году.

     За этот промежуток времени на железнодорожной станции не единожды менялось руководство, бригады стрелочников, путевых обходчиков, дежурных. Здесь трудились целые династии, отдавая работе на станции несколько десятков лет. Об этих людях мы будем периодически рассказывать на страницах районной газеты «Знамя труда».

      На снимках: современное здание вокзала; железнодорожный вокзал, фото 1937 года.

     Н. ФОРМОВА.

       

Просмотров: 3353 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 3
3 098pol  
0
ДА, фотография классная, один тип зданий вокзалов - в Холмечах, Суземке, Буде, видимо, в годы войны разрушен был вокзал и в Навле с Кокоревкой, как то они все похожи, послевоенные .

2 Дулепша  
0
Если бы не Зерновские крестьяне, железная дорога прошла бы практически по центру нашего города.

1 admin  
0
Старая фотка супер

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Погода в Середине-Буде
Напиши админу и получи СКИДКУ 5%
Интернет - магазин "МиКС"Бизнес-каталог компаний , товары и услугиzakupka.com

Сайт города Середина-Буда
Неофициальный сайт города Глухова
 Новини Лебедина
Путивль городской портал
Липова Долина
 Сайт села Чернацкое
Неофициальный сайт Великой Писаревки
Сайт города Середина-Буда
Наша кнопка

Сайт города Середина-Буда

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 |