Из
дневника А.Ф. Ковалёва
О
ХРАМАХ И ШКОЛАХ СЕРЕДИНА - БУДЫ «Считаю,
что не лишним будет рассказать о родных
по линии матери.
Старший
брат – Федор
Николаевич Осипенко
по профессии своей был котельщиком.
Работал главным образом на выезде на
новостроящихся металлургических
заводах, причём, у заграничных хозяев
(бельгийское и французское общества и
другие концессии, русские ещё не умели
заниматься этим делом). Человек он был
грамотный, бывалый, дело своё знал
хорошо, за что и платили ему неплохо. У
него была большая семья – шестеро детей,
что сказывалось на благополучии, особенно
во время разрухи 1917 – 1923 годов.
Второй
брат – Игнат
Николаевич
Осипенко
был столяром. Интеллигент, приличной
внешности, всеми уважаемый главным
образом за то, что по своей природе был
весьма обходительным с каждым, весёлого
нрава. Каждый, кто обращался к нему,
видел в нём хорошего человека. Работал
много. Заказчиками его было богатейшее
сословие местечка. Его хорошая и
высококачественная работа ценилась,
он получал приличные деньги. Во многих
случаях, как и старший брат, был наставником
моей матери в вопросах, касающихся
жизни. Игнат Николаевич был моим крёстным
отцом и всегда интересовался моими
успехами.
Третий
брат – Михаил
Николаевич Осипенко
также по профессии был столяром высокой
квалификации, как и его отец. Ещё будучи
молодым человеком, выехал в Мариуполь
и овладел там профессией модельщика.
Имел высокие заработки – 100 и более
рублей в месяц. Я его ни разу не видел.
По рассказам, это был энергичный человек
и жил в Мариуполе, как говорили в семье,
"по-пански”. Двое его сыновей стали
учёными и деловыми людьми. Работали на
одном из заводов.
Четвёртый
брат – Александр
Николаевич Осипенко
был весьма симпатичный, скромный. Хорошо
учился в школе, был хорошим мастером-столяром.
Как и его старший брат, женился в С-Буде,
после чего выехал в Мариуполь. Там освоил
профессию модельщика и получал высокую
по тем временам зарплату. Братья мамы,
хоть и жили в Мариуполе, её не забывали.
Она восхищалась своими братьями, которые
были хорошими людьми, даже не курили.
Отец моей матери умер, когда ей не было
и десяти лет.
Теперь
остановлюсь на описании местечка
Середина-Буда, которое было основано,
по различным данным, около 300 лет назад.
Окружающая местность была лесистой.
Так сложилось, что население не занималось
сельским хозяйством (как крестьяне), а
имело различные промыслы, и по сословию
называлось мещанами. К 1900 году в местечке
насчитывлось около 4000 населения. В
Середина-Буде было три церкви (три
прихода): Пречистенская, Троицкая и
Николаевская. В настоящее время в бывшей
Пречистенской церкви после её перестройки
оборудован кинотеатр. Впервые звуковой
кинотеатр начал функционировать в 1936
году. Первая, показанная в кинотеатре
картина называлась «Юность Максима».
Рядом
с существующим зданием кинотеатра был
второй храм (трехпрестольный) так
называемой холодной церкви, поскольку
он не отапливался, и в зимнее время
богослужения в нём не совершались.
Здание этого храма было пятиглавое,
внешне красиво оформленное. Особенно
красиво было внутри: изображения на
стенах святых выполнены хорошими
художниками, иконостас был полностью
позолочен. Здание холодной церкви
разрушили в 1937 году, а кирпич использовали
для строительства городской средней
школы, принятой в эксплуатацию в 1938
году.
Троицкую
церковь в 1937 году перестроили под
помещение городской электростанции. В
период Великой Отечественной войны
здание церкви было полностью разрушено.
На территории усадьбы бывшей церкви в
1950 году было построено двухэтажное
здание, в котором размещался райком
партии. Николаевская церковь существует
и ныне. К зданию примыкала вторая часть
с отдельным престолом. При входе
возвышалась колокольня. Эта часть церкви
была разобрана в 1938 году. По словам
старожилов, ещё до 1885 года в местечке
была деревянная церковь, так называемая
старообрядческая, но, поскольку верующих
старообрядцев (раскольников) в С-Буде
оказалось малое количество, церковь не
функционировала и была продана в Суземку
(Орловской области). Церкви являлись
основным и главным фактором в жизни
насления С-Буды, которое в большинстве
своём было безграмотным, с низким уровнем
культурного развития.
До
1900 года в Середина-Буде существовала
одна начальная школа (на три группы), в
которой обучалось около 50 детей. Что
интересно – здание этой школы сохранилось
до нашего времени и находится на улице
Карла Либкнехта под номером 4. Сейчас в
нём оборудованы жилые квартиры. Этому
дому более 100 лет. Кроме этой начальной
школы обучение грамоте производилось
в церковно-приходских школах при церквях
Пречистенской (в частном доме) и
Николаевской (в бывшем церковном доме).
В этих школах обучалось примерно по
15-20 учеников. В Пречистенской
церковно-приходской школе обучение
проводил священнослужитель – дьякон,
а в Николаевской школе – нанятый приходом
учитель. Он же был регентом этой церкви.
Совершенно ясно, что в этих школах
обучалась лишь малая часть детей
школьного возраста, а из тех, кто начал
в них учиться, не все оканчивали обучение
из материальных соображений. Многим
родителям не под силу было одевать и
обувать детей для школы, потому они
считали большим достижением, что их
дети научились читать и писать.
Вышеуказанное относится к трудовому
сословию населения.
В
1900 году была построена новая школа, на
вывеске которой значилось: «Двухклассное
министерское училище». В школе было
пятигодичное обучение. Это было деревянное
здание с двумя большими классными
комнатами и канцелярией. В школе обучалось
около 80 детей. Характерно, что в первых
классах было по 20-25 детей, а в старших
группах количество их уменьшалось. Так,
в 1914 году, когда я лично оканчивал эту
школу, в пятой группе было до 10 человек.
В 1912 году на Ярмарковой площади было
построено здание высшей начальной
школы. Здание это существует и сейчас.
В этой школе уже был директор и штат из
более солидных учителей. Были особые
требования к одежде учеников, плате за
обучение, поэтому обучались в ней главным
образом дети зажиточной части населения
(торговцев, промышленников, и т.д.). Из
трудового населения в школе обучалась
незначительная часть детей».
Продолжение
следует.
Подготовила
Н. Формова «Знамя труда».
|