Из
дневника А.Ф. Ковалёва
О
ШКОЛЬНЫХ И ДЕТСКИХ ГОДАХ
«В
местечке Середина-Буда, как я уже говорил,
было две основных школы: новая – с
пятигодичным обучением и старая – с
трёхлетним обучением. Кроме этого
имелись так называемые приходские школы
с четырёхлетним обучением. Одна из них
находилась в караулке Николаевской
церкви, где преподавателем был учитель,
а вторая – в Пречистенском приходе, в
наёмном частном доме, где преподавал
церковный дьякон.
Хочу
рассказать о своих школьных годах.
Осенью 1909 года моя мама, купив на рынке
две французские булки (хлеб-соль) повела
меня в новую школу. Она обратилась к
заведующему Мерлину Семёну Николаевичу
и, вручив ему хлеб-соль, спросила, могут
ли меня принять в школу. Семён Николаевич
записал мою фамилию в журнал и сказал,
когда можно приходить. Это было важное
событие в моей жизни.
Первым
учителем в первой группе – группе
новичков - был Ячницкий Макарий Игнатьевич.
Это был учитель молодой, высокого роста,
интеллигентной внешности, производивший
приятное впечатление на малышей. Обучение
началось с показа букв русской азбуки.
Я уже до школы знал все буквы азбуки и
умел читать простейшие слова
(малобуквенные). Учение давалось легко,
и мне было интересно. Но во второй группе
учение оказалось довольно трудным и
малопонятным, особенно в грамматике,
где надо было на память знать несколько
десятков слов, в которых нужно было
писать «е» даже в том случае, если в
слове читалось «ё», например: гнёзда,
сёдла, приобрёл, мёл, и т.д. Почему в этих
словах вместо «ё» нужно было писать «е»
никак не укладывалось в наших головах.
Кроме этого, нужно было учить славянский
язык.
Учительницей
во второй группе (классе) была строгая,
красивая девица из мелких помещиков
Гриневич Варвара Григорьевна. За
невыученный урок, плохое знание предмета
и за мелкие проступки существовало
наказание в виде оставления без обеда.
Это означало, что после окончания занятий
(обычно они заканчивались в полдень или
же в час дня) провинившийся должен был
остаться в школе на час или два, а иногда
– и до пяти часов вечера.
Получалось
так, что у этой учительницы большинство
детей не могли выполнить заданий
(домашних и школьных), так что очень
часто им приходилось оставаться без
обеда. Сама же учительница, пообедав,
возвращалась в класс и, занимаясь
рукоделием, говорила: «Пока не выучите
урок, домой не пойдёте». Случалось, дети
начинали плакать (особенно девочки),
так как не могли запомнить перевод
полсотни славянских слов на русский
язык.
Такой
метод обучения хоть и не скоро, но стал
известен заведующему школой Мерлину,
и он был вынужден избавиться от такой
учительницы. Нынешним школьникам повезло
в том, что им не довелось знать таких
методов обучения. В последующее время
я, повзрослев, стал относиться к учёбе
более сознательно, да и преподаватели
были хорошими – умели прививать детям
любовь к знаниям. Таким образом, в 1914
году я благополучно окончил обучение
и получил свидетельство об окончании
двухклассной министерской школы, которое
храню по сегодняшний день.
За
пять лет обучения в школе я находился
в кругу детей-школьников разных возрастов,
сословий и характеров. Это в какой-то
степени помогло мне лучше понять
окружающий мир. Я чувствовал некое
превосходство перед многими сверстниками,
а также теми, кто был старше и моложе
меня по возрасту, так как был этаким
грамотеем с пятигодичным обучением. В
первом классе обычно обучалось 20-30
детей, а когда мы заканчивали пятый
класс, нас в группе было всего 11 человек
– девять мальчиков и две девочки. И это
на всё местечко.
Одним
из уроков в школе было обучение Закону
Божьему. Этот урок проводил священник
Пречистенской церкви отец Иван Тихомиров.
Предмет этот трудно поддавался изучению,
особенно в старших группах, при изучении
катехизиса. Например, на уроке Закона
Божьего священник спрашивал у ученика:
«Сколько Богов?». Тот, не задумываясь,
отвечал: «Три». Затем этот же вопрос
священник задавал другому ученику, и
тот отвечал: «Бог один, но в трёх лицах:
Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святый».
Священник вновь обращался к первому
ученику и спрашивал: «Понял ли ты, сколько
Богов?», на что ученик отвечал: «Три».
Рассердившись, священник оставлял
ученика без обеда. Лично у меня с предметом
Закона Божьего было всё хорошо. Я уже
был достаточно просвещён в этом вопросе,
поскольку дома у нас были различные
беседы и чтения, относящиеся к понятию
о Законе Божьем и вообще о христианстве.
Был
у меня такой случай с законоучителем:
в Пречистенской церкви, куда мы из школы
ходили в строевом порядке, стоял большой
шкаф с книгами. Я думал, что там, возможно,
найдётся подходящая и для меня, и
обратился к священнику с просьбой дать
мне какую-либо книгу почитать. Священник
дал мне по своему усмотрению толстую
книгу «Творения святых отцов». Как ни
старался я, читая, разобраться в ней,
так ничего и не понял. И не нашёл в ней
того, что могло бы заинтересовать. Я
недоумевал, как мог священник дать такую
мудрёную книгу – какой-то трактат о
догмах православной веры, предназначенную
для обучающихся в духовных училищах и
семинариях, 13-летнему мальчику.
Хочу
также рассказать немного о том, как мы
проводили время вне школы и церкви.
Детские годы были проведены мною с
родителями на «дедовском корене» по
улице ныне именуемой Шевченко. Ближайшим
моим товарищем был Ваня Свистёлин,
проживавший в доме напротив. Отец его
был кустарь-медник, занимавшийся, главным
образом, починкой самоваров и прочего.
Это была степенная и почтенная семья,
и друг мой Ваня был также благонравным
хорошим мальчиком. Вместе с ним мы играли
в разные игры, проводили вместе много
времени. Кроме Вани были и другие
сверстники, которых на улице жило около
десяти человек. В большинстве своём это
были неплохие ребята, мы дружили без
особых конфликтов.
В
детские годы, когда мы были предоставлены
сами себе, мы занимались увлекательными
играми. В летнее время играли с мячом,
в кости (для чего использовали кости из
ног домашних животных и металлические
специально откованные овальной формы
«блитвы»), в жмурки, в ловения, бегали
наперегонки, купались в каком- либо
пруду в окрестностях местечка, ходили
в ближайший лес, запускали бумажных
змеев. В зимнее время катались с горок,
сделанных из снега, строили снежные
крепости и «воевали» за овладение ими,
лепили снежных «баб», катались на коньках
по улицам местечка и на прудах. Хотелось
бы отметить, что дети моего поколения
с уважением относились к старшим.
Уважение к людям пожилого возраста
прививалось им родителями в семье и
учителями в школе. Замечания старших
принимались как обязательные к выполнению.
Мы, будучи детьми, как говорится, «боялись»
старших».
Продолжение
следует.
Подготовила
Н. Формова «Знамя труда».
|